Правый
руль в Перми. Японские автомобили с аукциона.
Наше
дело правое...
Владимир
Ларченков, журнал "За Рулем", N2. Подписной индекс 72390.
1999 г.
Журналисты
российских автомобильных изданий проводят тесты, чтобы побольше
узнать о правом руле. Дальневосточники "тестируют" подобные
автомобили изо дня в день.
ТАКАЯ
ВОТ СТАТИСТИКА
Как
вам нравится такая цифра: 12 404? Столько иностранных автомобилей
одной только марки – "Тойота-Королла" находится "на
руках" у жителей Хабаровского края. А всего "тойот"
(именно "тойот") у приамурского народа – страшно сказать
– более 63 000. Для справки: население всего края – немногим более
1 миллиона 600 тысяч человек. Если сравнить количество "тойот"
и представителей отечественного автопрома в лице ВАЗа, то сравнение
будет явно не в пользу последнег о: 63 тысячи против примерно 43
(включая 7500 "нив"). Но это еще не все.
В
славном нашем городе на один легковой автомобиль отечественного
производства приходится четыре иностранца – "японцы",
"корейцы" и разные прочие "шведы". Из них с
правым рулем процентов девяносто. "Мерседесов" в городе
(в начале июня появился даже серебристый уникум А-класса) больше,
чем "газелей", а вазовских "десяток" меньше,
чем каких-нибудь "Сузуки-Х90" 1999-го модельного года.
Порой
появляется на улицах японский автомобиль, о котором даже в каталоге
"За рулем" нет сведений, а он – вот, словно из будущего
пожаловал. И в то же время... Угадайте, сколько в Хабаровске "девяносто
девятых" ВАЗов? Аж 59 единиц! Это примерно в 13 раз меньше,
чем "тойот-терселов", и в 84 раза, чем "тойот-спринтеров"
(это, считайте, японские "девятки"-"десятки",
только на совесть сделанные). Такое вот соотношение.
Есть
тут, правда, одно "но" – правый руль. Как только приедет
к нам какой-нибудь высокий чин из ГА И- ГИБДД, так и начинает: мол,
развели тут "японских городовых". Слава Богу, хоть перестали
в последнее время намекать на "металлолом", вывозимый
с соседних "свалок".
А
ведь Хабаровск это не Владивосток. Там, говорят, "ваще".
Но чего удивляться-то, если поистине "грандиозный" – по
нашим меркам – "аппарат" можно приобрести за полцены какой-нибудь
новейшей "Лады". Ну, будет он постарше годика на три-четыре-пять,
но ведь даже в таком "секонд-хэнде" – если ваши руки действительно
вторые, а не третьи-десятые – долго не надо прислушиваться к постукиваниям,
позвякиваниям, поскрипываниям. А если вы не профессиональный "чайник"
и уже знаете, что в машину периодически заливают не только бензин
– ездить вам не переездить практически без забот добрых лет пять,
а то и больше. Такова практика.
"ЯПОНЕЦ"-НА-АМУРЕ:
ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Что
такое японский автомобиль в столице Приамурья? Прежде всего, отставим
в сторону, поближе к офисам, коттеджам и администрациям всякие "лендкрюйзеры
", "паджеры", "патролы" с "терранами",
"ленд-роверы" и прочие "мерседесы", БМВ, "ауди"
и т.п. Их количество в Хабаровске погоды не делает, кроме, разве
что, первых двух: их по краю 1570 и 1125 соответственно. Теперь
оглянемся по сторонам.
Тот,
кто мысленно рисует образ "Тойоты-Короллы" или "Карины",
правильно делает. Эти модели – чемпионы по популярности. Первых
на учете, как было сказано, около 12,5 тыс., вторых – более 9,5
тыс. (по краю). На третьем месте уверенно идет "Тойота- Корона"
– без малого 9 тысяч. А вот на четвертом, почти на тысячу опережая,
хорошо известный в наших краях "Спринтер" – "Тойота-Марк
II". Это такая японская "Волга" со всякими "примочками",
в которую можно поставить еще только спортивный руль и кожаные сиденья.
Если их, конечно, нет. Далее, уважаемые читатели, придется рисовать
образы, которые вам и не знакомы даже, а если знакомы, то едва-едва.
И знаете, почему? Потому что много у нас таких "японцев",
которые другого руля, кроме правого, не знают г енетически, поскольку
называются "моделями для Японии". Именно так: японские
автопроизводители на внутреннем рынке предлагают значительно большую
гамму автомобилей, чем на экспорт. И вовсе не в ущерб качеству,
как кое-где.
Для
нас это удивительно, но японский автомобиль для Японии обычно "круче",
чем вариант "для заграницы". Даже в простеньком 10–12-летнем
автомобиле автоматическая коробка и кондиционер, например, чаще
есть, чем нет. Оттого-то в наших краях и ценятся "тойотовские"
"Марк II", "Камри", "Креста", "Краун",
"Чайзер" и "Виста", а еще "Цедрик",
"Леопард", "Скайлайн", "Лаурел" от
"Ниссана", ну и некоторые другие – "хонды",
"субару" и "мицубиси". Отметьте на всякий случай:
все перечисленные модели – отнюдь не "малыши". При аварии
(не дай, конечно, Бог) крупные авто безопасней. Но об этом, надо
полагать, при покупке мало кто задумывается. Наши люди, похоже,
отыгрываются за былую массовость "запорожцев".
"А
КАК ЖЕ ПРАВЫЙ РУЛЬ?"
–
сп росите вы.
"Нормально!"
– ответим мы, автовладельцы Хабаровского края.
Во-первых,
нас оч-чень много и дискриминации по "рулевому признаку"
нет даже среди "братанов". А во- вторых, в правом руле
есть не только недостатки, но и кое-какие преимущества. Не верите?
Судите сами.
Начнем
с недостатков. Явный – один: обгонять с правым рулем затруднительно.
Особенно если перед вами идет "фура" или лесовоз, а движетесь
вы по дороге с одной полосой движения в каждую сторону. Для тех,
кто всегда торопится, правый руль – это недостаток серьезный. Надо
думать, именно они и завезли в город восемь штук "пежо",
десяток СААБов, экземпляров по тридцать "опелей", "понтиаков"
и "вольво", сотню "ауди" и т.д.
Второй
недостаток касается, прежде всего, тех, кто волею экономических
обстоятельств вынужден периодически "бомбить", на манер
Адама Козлевича. Тут пассажир или бежит на проезжую часть, чтобы
сесть рядом с водителем, или садится за спиной последнего, что не
вызывает у него прилива пол ожительных эмоций, особенно в темное
время суток.
Вот,
пожалуй, и все, что можно отнести к недочетам правого руля. Теперь
о плюсах, каковые, как ни странно, имеют (по моему представлению)
место.
Плюс
первый. Японское качество техники. Правый руль – полная тому гарантия.
Плюс
второй. Не знаю, как кому, а мне очень нравится выходить из машины
справа. Удобство, которым наделены у "леворульных" автомобилей
только пассажиры, здесь всецело принадлежит водителю. А он, между
прочим, проводит в машине несравненно больше времени.
Плюс
третий, он же основной. Для водителей, которые быстро понимают,
что в наших условиях порой не хватит жизни, чтобы узнать о всех
скоростных возможностях японского автомобиля, кто свято чтит не
только ПДД, но и их квинтэссенцию – ДДД (Дай Дорогу Дураку), автомобиль
с правым рулем – очень эффективное средство для развития самоуважения
и самоутверждения. А ездить степенно, с чувством собственного достоинства
не только приятно, но и безопасно. Вы, конечно, знаете, что при
необходимости можете уйти со светофора очень даже энергично. Но
думаете о другом – не престало за рулем такой машины вести себя
по-мальчишески.
ВМЕСТО
ПОСЛЕСЛОВИЯ
В
среднестатистическом российском городе с населением до 700–800,
примерно, тысяч правый руль вполне имеет право на существование,
ибо быстро ездить здесь просто негде. Напомню еще и о том, что невостребованная
часть мощности двигателя, как учит журнал "За рулем",
весьма благотворно скажется в будущем на его ресурсе.
Стоит
ли теперь удивляться тому, что за последние семь-восемь лет парк
личных автомобилей вырос на Дальнем Востоке в 10 раз. И, похоже,
останавливаться в росте не собирается. Уже есть семьи, где и два,
и три автомобиля. И на "барахолке" редко-редко встретишь
машину старше девяностого года. Зато можно прочитать такое, например,
частное объявление: "Ниссан-Блюберд 1985 г. в хор. тех. сост.,
впрыск, литье, автомат, кондиционер. За 5000 р. продам. Тел..."
Вы думаете, не позвонят? Позвонят. Отлична я машина для новичка.
Кстати, обратили внимание: 5000 рублей? Наших, а не "зеленых"
(написано до "взлета" доллара).
Честное
слово, иногда создается впечатление, что народ японскими машинами
запасается на будущее. Как в былые времена, тем более что в нашем
государстве запас никогда не давит. Если это так, то еще через пару
лет Хабаровск запасется настолько, что вполне сможет спокойно дожидаться
возрождения отечественного автомобилестроения, когда новая российская
модель по надежности будет соответствовать хотя бы японской трехлетке.
Так что за свой правый руль здесь, на Дальнем Востоке, будут держаться
крепко.
P.S.
Все время удивляюсь: ну почему наш автомат Калашникова уже полвека
с лишком лучший в мире (даже присутствует на гербах некоторых государств)?
Такого не сделали ни японцы, ни американцы, ни немцы. Вы скажете:
так это же автомат, а не автомобиль. Хорошо. Но есть ведь и наши
танки, самолеты... И тут же, почти рядом с этими чудесами техники
– болезненные "москвичи", "волги", ВАЗы ...
|